Пятница, 17.05.2024, 13:38
Приветствую Вас прохожий
Главная | Регистрация | Вход
SCHATZTRUHE

Главная » Статьи » Мои статьи

Модерн/ Art Nouveau (1890 — 1920-е)

Искусство Парижа

Модерн/ Art Nouveau (1890 — 1920-е)

«Мы видим, как цветут самые удивительные и самые декоративные творения за всю нашу историю, они шокировали порой наших дедов, забавляли наших отцов, но восхищают нас…» — Жорж Пуассон (искусствовед)

Особенности стиля: сочетание гармонии функции, конструкции, причудливости, мистики, романтизма, символизма, восточных влияний, неприемлемость исторических стилей.

Центры Art Nouveau во Франции: Париж и Нанси. Модерн определяет облик половины парижских улиц.

Великие архитекторы парижского модерна: Ж. Лавиротт (жилые дома в районе Пасси, вокруг Эйфелевой башни), Шарль Жиро (Большой и Малый дворец), Гектор Гимар (создатель стиля).

История Модерна в Париже

В 1856 г. французский художник Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Вскоре эти ксилографии привлекли внимание многих французских художников. Революция живописи совершенная Импрессионистами (1875—90) и символистами (последующими членами «Наби»: Э. Галле, М. Дени) предшествовала революции Art Nouveau. В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена — линии, удачно названной критиками «ударом бича». В прикладном искусстве (ювелирных изделиях, стекле, керамике) «биоподобные» формы появились уже в 1880-е годы. Ювелирные компании «Кристофль» и «Одио» существуют в настоящее время. Наибольшую известность модерн получил на всемирной выставке в Париже (1900). После 1910 значение модерна стало угасать.

Первым художественным обьединением, который можно отнести к искусству Арт Нуво — «Наби» (от евр. «небиим» — пророки) — группа бельгийско-французских архитекторов-декораторов, основанная в1888. Основатели группы — А. Ван де Велде, В. Орта и Э. Гимар. Дени, Боннар, Вюйар, Валлоттон, Ибель. Общие черты: склонность к лирике, эстетизм, поэтика технических средств, восточные влияния, символизм и декоративность Уистлера преобразованы в флореальные «биоподобные» формы, следом за символистами (Ж. Сера, М. Дени, П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон), стали придавать значение изогнутым линиям.

Первый салоном экспонирующий «новый стиль» под название «Ар-нуво» был Магазин — Салон «Ар-нуво» («Maison de L’Art Nouveau» — фр. «Дом Нового Искусства»). Его основал английский антиквар С. Бинг в 1895. В салоне были представлены: живопись, скульптура, прикладное искусство, стекло Галле и Л. К. Тиффани, ювелирные изделия Лолика, графика Бодслея, Брэдли, Макинтоша, искусство Китая, Японии, работы молодых художников А. Ван де Велде, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, О. Родена.

Архитектура Модерн в Париже

Гектор Гимар/ Hector Guimard

«На ужасных улицах, съедаемых со всех сторон коррозией реальности, которую современное искусство только поддерживает и усиливает, в современном Париже, быстро приобретающем индустриальные черты, ансамбли „Гимара“ предстают перед нами как символ духовной стойкости». — С. Дали, 1931 г.

Долго не находив сравнений для Искусства Гимара искусствоведы называли его творчество «новым барокко с натуралистической тенденцией», а истоки его вдохновения искали в формах берцовой кости и даже голове кузнечика.

Реализованные проекты в Париже:

Гостиница Гимар (1909) — тоталитарный дизайн интерьера, яйцеобразные комнаты, внутреннее устройство различно от одного этажа к другому, абстрактные украшения помещаются на ткань

Дом Coilliot (1898, абстрактные украшения на керамической панели), la Bluette (1898), Castel Henriette (1899) и Castel d'Orgeval (1905), — ассиметричный «свободный план», созданный за 25 лет до теории Le Corbusier.

Гостиницы Nozal (1905) и Mezzara (1910)- симметрия, украшения носят абстрактный характер, помещаются на цветное стекло

Концертный зал Humbert-de-Romans (1901) — рама разделяет звуковые волны, чтобы улучшить акустику

«Vase des Binelles» (1903) — принцип линейной конструкции

Три дома на улице La Fontain

Синагога на улице Pave

Станции парижского метрополитена

Время создания: 1900 — 1913

Материалы: сталь, чугунное литьё

В 1895 году, в рамках подготовки к проведению всемирной выставки 1900 года в Париже, начинается строительство метрополитена. Размещение их входов в цокольных этажах общественных зданий отвергается. Дизайн наземных входов в метро Гимара — зеленые решетки-лианы, свивающиеся в букву М, с двумя оранжевыми фонарями по обе стороны от входа. Их типы: базовый (станции «Дворец Италии», округ Париж 13 перед киностудией Гомон), со светильниками (ст. «Монсо»), с крышей («Порт Дофин» в 16 округе и «Abesses» в 18 округе). Из 150 проектов Гимара было установлено 88 архитектурных ансамблей на 66 станциях Парижского метрополитена. С 1930 — 1939 демонтировано 30, а в 60-е года — 27 выходов. Демонтированные элементы сейчас используются для реконструкции входов в метро в разных странах (Монреале Лиссабоне, Мехико, Чикаго, Москве).

Павильон метро у Ворот Дофина (конец проспекта Фош) — «Простой и элегантный маленький павильон, фантазия господина Гимара, весь состоит из стекла, керамики и железа. Он лёгок, как шампанское!» — газета «Фигаро»,1900. Парижане называют tuj стрекозой.

Замок Beranger/ Castel Beranger (1898)

Время создания: c 1890

Адрес: улица La Fontain 16

Оформление в неоготическом стиле было отвергнуто Гимаром после поездки в Бельгию, где он впервые сталкивается со стилем Art Nouveau и его основателем Орта (автором высказывания «В элементах отделки зданий я люблю брать не цветок, но его стебель»).

Псевдоготические модернистские формы Гимара подвигли П.Беренса и O.Экмана, на создание шрифтовых стилизаций на средневековые графические темы. В 1905 году он доработал свой эскиз в шрифт Metropolitaines, (позже заимствованый М.Бентоном).

Оформление интерьеров: на обоях помещается абстрактный растительный и животный орнаменты.

Магазин Самаритэн

Архитектор: Франц Журден

Всемирные выставки повлияли на создающуюся архитектуру. Стали появляться здания выставочных павильонов, концертные залы, универмаги, вокзалы. Стекло и металл стали необходимыми материалами обеспечивающими максимальную освещённость помещений.

Елисейские поля

В начале XX века жилищное строительство заполонило всю западную половину Парижа, определило пропорции зданий Елисейских полей и двенадцати проспектов, расходящихся от Площадь Звезды. Изобретение лифта (1867), стимулировало строительство многоэтажных домов.

Часть Елисейских полей прилегающая к Площади согласия

Театр Мариньи — (архитектор: Шарль Гарнье, 1883), декор в стиле модерн; Театр Круглой Площади и Зал Кардена

За площадью Клемансо — десять-двенадцатиэтажных зданий: магазины, редакции, фирмы, кинотеатры, авиакомпании, кабарэ Лидо

Проспект Рапп, 29 — архитектор Жюль Лавиротт (1864—1929)

Обилие скульптурных элементов фасада, на бетонной стене — скульптура и цветная керамика, с растительными и звериными мотивами

Теософическое общество (Проспект Рапп, 20)

во дворе — фонтан с античной фигурой Пана, с 70-х — 1988 занимаеь парижское радио «Свобода»

Колокольня собора Святого Сердца — венчает верхушку холма Монмартра

Павильоны в Булонском лесу

Лионский вокзал (район Берси)

Все архитектурные стили Парижа

Готика (12—13 века)

Собор Парижской богоматери

В 12 веке в городах Северной Франции зародилась готика. В старых городах возникала регулярная плотная застройка, замкнутые соборные и рыночные площади. Главным общественным сооружением города стал собор. Собор Парижской богоматери — типичный французский раннеготический собор: нефы с трансептом и полукруговым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, 2-башенным западным фасадом, 3 перспективные порталы и готической розой в центре, массивность стен, грузный нервюр, горизонтальная композиция линий фасада, тяжёлые 2-пролётные аркбутаны.

Рельефы и статуи западного портала собора Парижской богоматери (1165 — 1225): в готической скульптуре возродился интерес к физической красоте и чувствам человека

Часовня Сент-Шапель (1243—48)

Зрелая готика: вертикализм, обилие скульптуры и декора

Витражи часовни Сент-Шапель: главным элементом цветового оформленияготического интерьера — интенсивный и богатый по колориту витраж

Возрождение

Новый Лувр: архитектор П. Леско, скульптор Ж. Гужон

Классицизм

(2-ая половина 17 века)

Площади: Дофина (1607), Вогезов, Побед (1685—86, арх. Ж. Ардуэн-Мансар ), Вандомская (арх. Ж. Ардуэн-Мансар)

С укреплением абсолютизма перед искусством была поставлена задача возвеличивания власти монарха. Были созданы Королевские академии живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671) и выработан стиль абсолютной монархии (строгая логика, композиционная сдержанность, уравновешенность классицизма, пространственный размах, геометрическая правильность, единство стиля). Стиль ярко проявился в городских и загородных ансамблях, резиденциях короля и знати, особняках. На Вандомской площади — тип фасада с аркадами, большим ордером пилястр 2—3-го этажей и мансардой под высокой крышей.

Дворцы (Пале-Руаяль, 1629—36, арх. Ж. Лемерсье); восточный фасад Лувра (К. Перро); Дом инвалидов (1671—76, арх. Л. Брюан), Собор инвалидов (арх. Ж. Ардуэн-Мансар), здание Сорбонны с церковью (1629—54, арх. Ж. Лемерсье); Триумфальная арка Сен-Дени; парки с дворцовыми комплексами Во-ле-Виконт (арх. Л. Лево.) и Версаль (арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, планировка парка — А. Ленотр)

Дворцы, общественные сооружения, величественные триумфальные арки, мосты отличала строгая регулярная композиция. Загородные замки превратились в комплексы дворцовых и служебных зданий с регулярными «французскими» парками.

Дворцы Люксембург (1615—20, арх. С. де Брос), Мезон-Лаффит (арх. Ф. Мансар)

Компактность форм и сдержанный декор

Рококо

(
1-я половина 18 в.)
Отель Субиз (арх. Г. Ж. Бофран)

Важную роль приобрело строительство и оформление лёгких и изысканных дворянских и буржуазных особняков, с декоративными изысканными интерьерами рококо, и комфортной, интимной внутренней планировкой.

Площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия, арх. Ж. А. Габриель)

В градостроительной практике развивались принципы парадной планировки, прокладки лучевых улиц, создания анфилад площадей

Просветительский классицизм

(2-ая половина 18 века)
Церкви (Сент-Женевьев, ныне Пантеон, арх. Ж. Ж. Суфло), дворцы (Малый Трианон в Версале, арх. Ж. А. Габриель), общественные здания (Военная школа, 1751—75, арх. Ж. А. Габриель)

В связи с углублением кризиса абсолютизма сложилось направление отличающееся архитектурной логикой, простотой и естественностью. В духе классицизма строились особняки с небольшими уютными комнатами, церкви, дворцы, театры, общественные здания, утилитарные сооружения.

Ампир

(начало 19 века)

1804 году Наполеон провозгласил себя императором и основал Первую империю. В 1806 году он издал декреты согласно которым Париж должен был стать подобием древнего Рима, с его арками, колоннами, фонтанами и храмами и столицей Европы.

Церковь Ла Мадлен (стала Храмом славы в честь армии и маршалов, 1806—42, арх. П. Виньон); Триумфальная арка во славу императорской армии на площади де Голля (площадь Звезды), Вандомская колонна (1806—10, арх. Ж. Б. Лепер, Ж. Гондуэн), Расширение Лувра

В конце 18 века предпринимаются попытки создать новую архитектуру в гиперболических формах классицизма (проекты Э. Л. Булле, К. Н. Леду, Ж. Ж. Лекё). Архитектуру отличает: геометризация, функциональность, нарушение классических пропорций, триумфальный характер. Колонну Траяна, на площади Вандома венчала статуя императора, украшеная барельефами с изображением битвы при Аустерлице, 1200 бронзовыми трофейными орудиями из Австрии.

Эклектика

(середина — 2-ая половина 19 века)
Театр «Гранд-Опера», базилика Сакре-Кёр (1875, арх. П. Абади)

В Париже развернулись крупные градостроительные работы (под руководством Ж. Э. Османа).

Библиотека Сент-Женевьев (1843—50), Национальная библиотека (1861—69) (арх. А. Лабруст), Эйфелева башня

Возникло рационалистическое понимание архитектурных конструкций (Э. Виолле-ле-Дюк, А. Лабруст). Появились новые типы общественных и технических сооружений — крытые рынки, универсальные магазины, пассажи, вокзалы, библиотеки, элеваторы, депо.

Эйфелева башня

Время создания: 1889

Инженер: Густав Эйфель

Материал и конструкция: обнажённые металлические конструкции подчеркивают художественную выразительность материала

Эйфелева башня — проект для Всемирной выставки в Париже

Функционализм и конструктивизм

(1920—70-е)
Ле Корбюзье (Шарль-Эдуард Жаннере)

В 1960—70-х гг. широко развернулось строительство в пригородах Парижа и в самом Париже. Ле Корбюзье, основавший новое течение «пуризм», оказал влияние на творчество многих архитекторов. В его работах внутреннее пространство подчинено иррациональной гармонии, используются лёгкие алюминиевые и стальные конструкции, навесные панели, своды и оболочки двоякой кривизны. В своем творчеств Корбюзье пытался решить следующие проблемы: распределение освещенных солнцем плоскостей, рациональная организованность форм, сокращение затрат времени на строительство, чистота форм стандартных вещей, рационализация устройства городов, влияние на социальные процессы городским пространством, серийными вещами (по его теории -«дом — машина для жилья») обращаться к эмоциям и разуму. Население архитектор делит на категории, закрепляя за ними определенное пространство. Массовое жилищное строительство во Франции 1920-х годов было невелико, Корбюзье работал над индивидуальными заказами следуя «пяти пунктам новой архитектуры»:1 — дом поднимается над землей на стойках каркаса; 2 — его геометрический объем завершается плоской кровлей и там устраивается сад; 3 — применение каркаса позволяет свободно планировать интерьер; 4 — опоры каркаса отступают вглубь от плоскости фасада, что позволяет компоновать его свободно, независимо от опор; 5 — ленточные окна, отвечающие конструкции дома, играют функциональную и эстетическую роль.

Реализованные проекты в Париже и окрестностях:

Дом Озанфана — 1923

Ла Роша и Жаннере — 1923—34

Дом Кука в Булонь-сюр-Сен — 1926

Вилла М. Стайна и Г. де Монзи (Гарш, 1927 ), Вилла Савой (Пуасси, 1928—1931)

А также проекты: Павильон «Эспри Нуво» (модель ячейки в «блоке вилл» «Проект современного города») для Международной выставки декоративного искусства, Париж, 1925 г.; Модели мебели (кресло LC2 и шезлонг LC4) — для Осеннего салона, 1929 г.

Школьный комплекс им. К. Маркса (Вильжюифе, близ Парижа, арх. А. Люрса)

Главные черты новой архитектуры 20—30-х гг. — функциональные и конструктивные формы, применение бетона, стекла, стали.

Новаторские сооружения оставались единичными на фоне неотрадиционалистских построек (дворец Шайо, 1936, арх. Л. Азем). После 2-й мировой войны важнейшей задачей стало восстановление разрушенных городов. В середине 50-х гг. развернулось массовое жилищное строительство. Создавались свободно скомпонованные композиции 5-этажных домов на периферии крупнейших центров.

Жилые комплексы: Л’Абрёвуар (арх. Э. Айо); Ле Куртильер (1959—61, арх. Э. Айо)

Криволинейные формы смягчают регулярность, в жилой комплекс входят общественные учреждения, композиция — новаторская, силуэтная.

Дом на ул. Франклина (1903), Театр на Елисейских полях (1911—13)

Архитектор Т. Гарнье сформулировал идеи по упорядочению городского строительства. В работах О. Перре были осмыслены пластические и пространственные возможности железобетонного каркаса.

Смелостью инженерно-конструктивных решений выделяются:

Зал Национального центра промышленности и техники (арх. Р. Камело, Ж. де Майи, Б.

Зерфюсс, инженер Н. Эсквиллан),

Здание ЮНЕСКО (1950-е)

Дом Радио

Мемориал погибших в фашистских концлагерях на о. Сите

Историзм и Постмодернизм 1970—80

Стиль определяет дух уважения к контексту. Постмодернизм широко используется при реконструкции центров исторических городов (район Ричмонд-парка -Лондон, Бикерзей-ланда — Амстердам, Университетская площадь и Креплинерштрассе в Ростоке).

Жилой комплекс «Арена Пикассо»
(Марн-ла-Валле, — окрестность Парижа)

Время создания: 1985 (построена почти одновременно с комплексом Дворец Абраксас)

Архитектор: М. Нуньесом (Испания)

Композиция: строгая, симметричная

В комплекс входят: два 17- этажных дома в виде плоских дисков -«будильников» (в центре ), протяжённые 4-этажные дома, 7—10- этажные дома (боковые крылья ). Пространство комплекса объединяют высокие проезды. Общее количество квартир Комплекса — 450.

Архитектурные формы: эклектичны — сочетание готических элементов (аркбутаны, контрфорсы), классицистических и конструктивистских и барокко (скульптура). Подчеркнутая театральность и не функциональность.

БОФИЛЛ, РИКАРДО (Bofill, Ricardo),

Испания. Работает во Франции и Испании

Создатель «Версалей для бедных» — типа функционального недорогого жилища с квартирными блоками в упрощенных классических формах (античных и барочных одеяниях). Продуманное пространство комплексов состоит из системы площадей и улиц. Архитектор отрицает разграничение между «высокой» и «массовой» культурами Новаторство Риккардо заключалось в том, что он нашел решение развития индустриального домостроения.

«Классицизм даёт нам своеобразную общую основу со строгими правилами, которая позволяет каждому творцу что-то менять, не нарушая связи… Классицизм позволяет не задавать тип здания, но даёт необходимые принципы для изобретения новых типов…Во французском масштабе я смог доказать, что дешевое жилище не является символом сдачи позиций или грубости, а напротив, некоторым торжеством и соответствующим ему чувством ритма и красоты без сколь- либо существенного повышения стоимости. Пригороды отнюдь не обязательно хлам, но иногда и монументы в честь человека».

Реализованные проекты в Париже и окрестностях

Крупные жилые комплексы:

Комплекс «Озёрных аркад» в Сен-Кантен-ан-Ивелин,
1972—1980 — навеян образами древнеримских акведуков и классической симметрией. Состоит из односекционных жилых блоков, для улучшения панорамного восприятия размешен над озером.
«Дворец Абрасас» в Марн-ла-Валле

(спальный район Парижа), 1978—1983

Комплекс на 591 квартиру -состоит из трёх сооружений: 19-этажного П-образного в плане дома («дворца» ), 9-этажного полукруга («театр») и 10-этажного («триумфальная арка»). Сложная пластика фасадов и объёмов зданий обусловлена функционально и композиционно. Композиция комплекса симметрична, двор образует открытый амфитеатр. Высокие арки исключают изоляцию комплекса от окружающей застройки. Навеяно классической тектоникой, пропорциями, театральным-гротеском. Для фасадных элементов использовано 49 марок железобетона, для цветового решения применен метод примеси песка в бетон.

А также:

«Барочные лестницы» (1979—1985); «Театр» и «Арка» (Марн-ла-Валле,1978- 1983)

Хай ТЭК

Галереи, музеи, библиотеки, концертные залы долгое время считались чем-то священным, к ним относились как к «храмам муз», стараясь подобрать для них монументальные здания в классическом и псевдоклассическом стиле. Но в семидесятые годы вПариже был построен новый многофункциональный культурный центр, который демонстративно пренебрегает расхожими стереотипами отношения к искусству и знаменует собой новый этап в истории архитектуры. Многие расценили результат этого эксперимента как уродство. Но нашлись у здания и защитники, считающие его архитектурное решение остроумной и смелой идеей, которая к тому же расширяет оформительские возможности современного зодчества.
Центр Помпиду (Pompidou Centre)
Названо в честь инициатора проекта, Президента Франции Жоржа Помпиду, второе название музея — Бобур Центр (Beaubourg Centre).

Архитектор: Renzo Piano (победил в конкурсе, на котором были представлены 681 работ из 49 стран мира)

Время создания: 1972 — 1976 (Открыто в 1977)

Тип: музей современного искусства

Материалы: сталь, стекло

Стиль: High-Tech Modern

Место: район Бобур, исторический центр Парижа

Задача проекта — сделать широко известным современное искусство (сейчас посещаемость музея — больше, чем у Эйфелевой башни).

Конструкция: Здание из разноцветных труб похоже на нефтеперерабатывающий завод. Решение о размещении снаружи коммуникации продиктовано идеей экономии внутреннего пространства. Цвета подсистем: голубой — кондиционирование, зеленый — водоснабжение, желтый — электросети, красный — лифты, безопасность. Крыши состоят из 14 стоек с 13 опирающимися на них секциями. Каждый уровень стойки укреплен стальными элементами «гербера». 45-ти метровая балочная ферма, установленная на «гербере», распределяет давление, оказываемое на стойку, и сама уравновешивается анкерными балками. Скрепляют крышу вертикальные и горизонтальные панели. Балки покрыты бетонными плитами. Высота этажей — 7 м.

В 2009 году в здании Пале-де-Токио откроется филиал Центра Помпиду. На площади 13 000 м2 будут располагаться три зрительных зала для показа видео-проектов.

Главный офис компании «Кабельное радио Франции»

(France Cable Radio — группа Франс Телеком)

Архитектор: Шеданна (Chédanne)

Адрес: 124, улица Реомюра, рядом со станцией метро Réaumur Sébastopole.

Материалы: железо, стекло

Большая Арка

Место: западный район Дефанс (деловой центр, архитектура 50-х гг, застройка небоскрёбов)

Время создания: 1990

Архитектор: Иоганн-Отто фон Шпрекельсен (Дания)

Материалы: бетон, стекло, белый мрамор

Тип: современный вариант Триумфальной арки, офисный центр

Создан по инициативе президента Франции Франсуа Миттерана в честь 200-летия взятия Бастилии и Великой французской революции 1789.

В объеме арки площадью 90 тыс. м2 размещается: холл под навесом «Облако», стеклянные лифты, выставочные залы, смотровая площадка, 35 этажей занимают офисы

Художественные особенности: чистота линий, конструктивность, монументальность

Пирамида Лувра

Архитектор: Минг Пей (Китай)

Время создания: 1980—89

Материал, конструкция: 600 стеклянных пластин в форме ромба и 70 в форме треугольника

Национальная библиотека Франции

Время создания: 1995

Архитектор: Доминик Перро

Место: левый берег сены, между мостами Берси и Толбиак

Планировка: комплекс 4-х башен представлен в форме 2-х раскрытых книг

Материал подготовила: Дарья Георги



Источник: http://bezgranits.ru/resort/id-670
Категория: Мои статьи | Добавил: sunduchok (08.12.2007) | Автор: Marina E W
Просмотров: 5559
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи
Русская душа
Путешествия
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024